Мероприятия
Ролевая игра «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
мероприятий по проведению Года семьи
в МОУ СОШ № 1 им. Ю.К.Намитокова а.Понежукай
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Сбор информации по созданию банка данных: - о многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семьях; - о семьях, воспитывающих детей - инвалидов; - опекунских семьях; |
периодически |
соц.педагог |
2 |
Акция «Адрес заботы - семья». Своевременное выявление неблагополучных семей и принятие мер по отношению к ним. |
постоянно |
Зам.директора по ВР, соц.педагог |
3 |
Вечер «Я горжусь своей семьёй» с участием представителей трудовых, творческих, спортивных и других династий. |
октябрь |
ст.вожатая |
4 |
Конкурс сочинений «Я и моя семья - вместе в будущее». |
ноябрь |
учителя русского языка |
5 |
Участие в районном конкурсе «История моей семьи». |
апрель |
учителя русского языка |
6 |
Проведение в школе Первого урока, посвящённого Году семьи «Моя семья, моя родина, моя страна». |
1 сентября |
кл.руководители |
7 |
Консультирование родителей и учащихся с учетом социально-психологического состояния семьи. |
постоянно |
кл.руководители, психолог |
8 |
Участие родителей учащихся во всероссийской интернет конференции. |
сентябрь |
учитель информатики |
9 |
Оказание психолого педагогической помощи родителям по вопросам разрешения кризисных ситуаций в семье, а также проблем в воспитании детей. |
постоянно |
психолог, соц.педагог |
10 |
Профилактика семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности. |
постоянно |
зам.директора по ВР, соц.педагог, кл.руководители |
11 |
Участие в конкурсе детского творчества «Моя семья» (фотография, рисунок, эссе, прикладное народное творчество, поэзия)
|
в течение года |
Учителя русского языка и лит-ры, ИЗО, трудового обучения |
12 |
Акция «Читающая семья» (совместно с районной библиотекой) |
декабрь |
библиотекарь школы |
13 |
Оформление и ведение информационного стенда «В помощь родителям» с постоянно обновляющейся информацией |
с февраля |
психолог |
14 |
Тематическая выставка школьной библиотеки, посвящённая Году семьи. |
декабрь |
библиотекарь школы |
15 |
Конференция «Семья и здоровье детей» |
апрель |
зам.директора по ВР |
16 |
Классные часы, утренники и общешкольные праздничные мероприятия, посвящённые: - Международному Дню семьи - Дню защиты детей - Дню матери - Международному женскому дню - Дню защитников Отечества |
май июнь ноябрь март февраль |
зам.директора по ВР, ст.вожатая, кл.руководители |
17 |
Работа с родителями по проблемам семейного воспитания. |
постоянно |
кл.руководители |
18 |
Классные часы, диспуты для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». |
в течение года |
кл.руководители, учитель этнокультуры |
19 |
Музыкально-литературные композиции, театрализованные представления, посвящённые семье и семейному воспитанию. |
в течение года |
кл.руководители, учитель музыки, ст.вожатая |
20 |
«Мой путь в профессию». Встреча с родителями разных профессий. |
апрель |
кл.руководители |
21 |
«А ну-ка, бабушки!» Праздник, посвященный дню пожилого человека. |
ноябрь |
ст.вожатая |
22 |
Круглый стол для старшеклассников «Моя будущая семья. Какой я ее вижу». |
в течение года |
кл.руководители |
23 |
Классные часы на тему: «Семейные проблемы», «Всё начинается с семьи» |
в течение года |
кл.руководители |
24 |
Организация встреч для родителей с работниками МВД, прокуратуры, здравоохранения. |
в течение года |
зам.директора по ВР |
25 |
Родительские собрания на тему: «Проблемы отцов и детей», «Гармония общения залог психического здоровья ребёнка», «Роль семьи в нравственном воспитании детей». |
в течение года |
кл.руководители |
26 |
Вечера семейного отдыха в виде конкурсно игровых программ: «Отдыхаем всей семьёй», «Детства дни не торопите».
|
в течение года |
кл.руководители |
27 |
«Спорт и семья», «Папа, мама и я - спортивная семья» - спортивные семейные праздники. |
в течение года |
учителя физкультуры |
28 |
Оформление планшетов, альбомов по проведённым мероприятиям |
в течение года |
зам.директора по ВР |
Сценарии
внеклассных мероприятий по антинаркотической профилактике, проведённых в МОУ «СОШ № 1 им. Ю.К.Намитокова»
а.Понежукай Теучежского района
Ролевая игра «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
Цель: получение новых знаний о никотине, составе табачного дыма, а также о влиянии алкоголя и наркотических веществ на организм человека; изучение причин и последствий употребления табака, алкоголя, наркотиков.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о путях выхода из конфликтных ситуаций.
2. Способствовать развитию навыков уверенного отказа.
3. Сформировать у учащихся устойчивую установку на отказ от вредных привычек.
4. Приобщить учащихся к чтению научно-популярной литературы по проблеме наркомании.
5. Продолжить формирование комплексных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Предварительная подготовка.
Игра проводится в виде телешоу. Все участники получают предварительное задание в соответствии с выбранной ролью.
Список возможных ролей:
1. Историки.
2. Представители службы статистики.
3. Информационная и рекламная служба.
4. Медики.
5. Химики.
6. Наркологи.
7. Представитель табачной компании.
8. Заядлый курильщик.
9. Биолог.
Основная задача учащихся подготовить сообщения по определенной тематике, которые должны сопровождаться наглядной демонстрацией: фотографии, стенгазета, графики и т. д. В обязанности представителей информационной и рекламной службы входит подготовка информационных минуток и рекламных роликов, которые включены в «телетрансляцию».
Материалы игры:
1. Бланки анонимной анкеты.
АНКЕТА
Считаете ли вы опасным для здоровья и жизни человека употребление:
а) табака;
б) алкоголя;
в) наркотических веществ?
Если да, то в чем заключается эта опасность? Какие органы и системы организма подвергаются их вредному воздействию? Какие последствия они за собой влекут?
2. Карточки с ситуациями.
Основные понятия и термины: табак, никотин, табачный деготь, канцерогены, угарный газ, инфаркт миокарда, пассивное курение, алкоголизм, перерождение тканей организма, токсикомания, эйфория, наркомания, психологическая зависимость.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы рады снова приветствовать вас в нашей студии. Сегодня мы поговорим о том, чего всем нам так часто не хватает: о здоровье. Согласитесь, здоровье человека великий дар, но как оно хрупко и ранимо, особенно, если речь идет о пристрастиях к вредным привычкам. Я думаю, вы безошибочно назовете трех основных «врагов» здоровья, которым человек подвергает свой организм сознательно. (Алкоголь, никотин, наркотики.)
Но знаете ли вы, в чем именно заключается их вред? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, которая лежит перед вами.
На заполнение анкеты дается 57 минут.
Ведущий. Теперь давайте попробуем поговорить об этом более подробно. Возможно, после окончания передачи ваша точка зрения немного изменится. Итак, я представляю вам гостей нашей студии (идет перечисление команд).
Ведущий. Организм человека очень тонкая и сложная структура. Здоровье зависит от множества факторов, и, прежде всего, от того, что заведомо отравляет организм, а именно курения, алкоголя и наркотиков. Прежде чем сознательно идти на риск, каждый должен для себя решить: стоит ли? А для этого необходимо знать, какому риску он себя подвергает.
Есть ли какая-нибудь польза от табака? Конечно, есть! Из него получают очень токсичное вещество никотин-сульфат, используемый в сельском хозяйстве для защиты растений от повреждающих их насекомых тлей. Кроме того, пересыпав табаком шерстяные вещи, вы можете быть уверены, что моль им не страшна, потому что в мире нет других животных, кроме человека, которые бы сознательно подвергали себя опасности. И лишь человек желает на собственном здоровье убедиться во вреде табака. И убеждается.
Сообщение представителей службы статистики.
Проведенное обследование 187 000 курильщиков показало, что смертность от рака легкого у курильщиков в 20 раз больше, чем у некурящих. Курильщики в 13 раз чаще страдают заболеваниями сердца и в 10 раз чаще язвой желудка. Табак причина 95 % случаев рака легкого. Курение является причиной того, что ежегодно в Америке умирают 125130 тысяч человек. Каждые 4 минуты в США умирает человек, смерть которого вызвана курением сигарет. В среднем, курильщик живет на 68 лет меньше, чем его некурящий сверстник. Для того чтобы разобраться, что такое эти «невинные» кольца дыма, давайте обратимся к истории их открытия.
Сообщение историков.
Распространение табака в Европе связано с именем Христофора Колумба. В октябре 1492 года великий мореплаватель открыл не только Америку, но и табак. Спутники Колумба обратили внимание, что туземцы туго сворачивают листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым, который при этом образуется. Эти свертки сухих листьев туземцы называли «табако» или «сигаро» и охотно предлагали их гостям в знак дружеского расположения.
Сначала курение вызывало только удивление, но очень скоро матросы научились курить. Матросы и солдаты испанской колониальной армии, колонисты, торговцы, которые посещали Новый Свет, стали первыми курильщиками табака. С его помощью пытались лечить зубную и головную боль, некоторые кожные заболевания. Табаку приписывалось стимулирующее, улучшающее самочувствие и настроение действие. Однако увлечение «лечебными» свойствами табака скоро прошло, так как случаи отравления им участились. Началось гонение на курильщиков табака, вплоть до обвинения их в связи с дьяволом.
В Англии в конце XIV века за курение табака полагалась смертная казнь, «рубленные головы курильщиков с трубками во рту выставлялись на площадях. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви католиков, которые курили и нюхали табак. В 1692 году в Сантьяго 5 монахов были замурованы в стену за курение табака».
В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана. А после опустошительного пожара в Константинополе султан Мурад VI ввел смертную казнь. В Персии за курение вырывали ноздри, а торговца, привезшего табак в военный лагерь, приказывали сжечь.
На
территории нашей страны табак стали высевать в 1616 году.
В 1633 году царь Михаил Романов издал указ, запрещающий курение и
предусматривающий жестокие наказания нарушителей от палочных ударов и порки
кнутом до отрезания носа и ссылки в Сибирь.
Сообщение информационной службы.
Запрет на курение отменил Петр I, который сам пристрастился к курению трубки, будучи в Голландии. Это была дань европейской моде и прибыли в казну от большой пошлины на ввоз табака.
Ведущий. Думаю, если бы Петр I увидел, сколько бед повлекло за собой приобщение народа к курению, он бы не стал этого делать. Ведь с древних времен говорили о вреде табака, но долгое время никто всерьез не занимался исследованием его влияния на организм человека. Быстрый рост числа злокачественных опухолей, особенно рака легкого, заставил исследователей обратиться к изучению роли различных внешних факторов в происхождении этих опухолей. Стали изучать свойства табака и его влияние на организм. Люди узнали табак с новой, коварной стороны.
Сообщение медиков.
Табак относится к растениям семейства пасленовых. Его отличительная особенность содержание сильного растительного яда никотина, который легко проникает через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка. Токсичность никотина по отношению к животным очень велика. Капля никотина убивает лошадь. Никотин убивает птиц, крыс, рыбок в аквариуме. Если заядлому курильщику поставить медицинскую пиявку, она очень быстро отваливается и погибает в судорогах, так как сосала кровь, содержащую никотин.
Для человека смертельная доза никотина 5075 мг (1 мг на килограмм массы тела). Имеет значение скорость выкуривания сигареты. При медленном выкуривании в дым переходит 20 % никотина, а при быстром 40 %. Таким образом, прячась от взрослых и лихорадочно выкуривая сигареты, подростки получают максимальное количество никотина. Выкуривая 2025 сигарет в день, человек получает смертельную дозу никотина, но у заядлых курильщиков организм приспосабливается к яду и не так бурно реагирует на отравление.
Ведущий. Мы продолжим нашу передачу после короткого выпуска новостей.
Сообщение информационной службы.
1. В 1934 г во Франции подростки, устроив состязание, кто выкурит больше папирос, получили тяжелейшее отравление, приведшее к смерти.
2. В Англии юноша погиб, выкурив большую сигару.
3. Мальчик трех лет, играя со старой табачной трубкой, наглотался через нее воды и умер от отравления никотином.
4. Годовалый ребенок отравился, съев папиросу.
Ведущий. Неутешительные новости. Для тех, кто только что присоединился к нам, напомню, что сегодня в нашей студии мы говорим о вредных привычках, а именно о курении. Хочется отметить, что, к сожалению, вредное действие табака не ограничивается только никотином.
Сообщение медиков.
В состав табачного дыма входит около 30 ядовитых веществ: аммиак, синильная кислота, угарный газ и др. Угарный газ основной продукт горения и причина удушения на пожарах. Он вызывает кислородное голодание организма, так как соединяется с гемоглобином крови в 300 раз быстрее, чем кислород. В результате кровь теряет способность отдавать кислород тканям. Табачный дым содержит 8 % угарного газа, таким образом, при курении часть кровяных телец блокируется и теряет способность снабжать ткани кислородом. Степень кислородной недостаточности после выкуривания 1 сигареты оказывается такой же, как при подъеме нетренированного человека на высоту 3000 метров над уровнем моря. Возникшее кислородное голодание особенно пагубно для молодого, растущего организма, в котором очень интенсивно проходят все обменные процессы. У подростков хроническое кислородное голодание приводит к отставанию в росте и уменьшению мышечной массы. В результате недостатка кислорода возникает головная боль, головокружение. Хроническое кислородное голодание приводит к ослаблению памяти, снижению работоспособности.
Сообщение химиков.
Если взять чистый носовой платок, приложить его к губам, а затем выдохнуть через платок дым от сигареты, то на платке останется коричневое пятно. На внутренней стороне мундштука трубки или папиросы собирается бурого цвета налет, который нужно постоянно чистить. Налет застывает в плотную коричневую массу, это табачный деготь самая главная опасность для курильщиков. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 г табачного дегтя. Опасность дегтя заключается в том, что в его состав входят различные ароматические вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Эти вещества называются канцерогенами (от латинского «канцер» «рак»). Наиболее активным канцерогеном в природе является вещество бензпирен, которое входит в состав табачного дегтя. Из 1000 сигарет можно получить до 2 мг бензпирена, которого достаточно, чтобы вызвать раковую опухоль у крысы или кролика. Если хотите, можете поставить опыт на себе и определить, какое количество выкуренных сигарет вызывает раковую опухоль у человека.
Сообщение медиков.
Табачный дым влияет на различные органы и системы, и в первую очередь на дыхательную систему. Под его влиянием происходит хроническое раздражение слизистой оболочки гортани, развивается воспаление голосовых связок, грубеет голос, приобретает хрипоту. Реснички, выстилающие трахею и бронхи и очищающие их от инородных частиц за счет колебательных движений, теряют способность к движению, и единственный способ очищения трахеи и бронхов у курильщиков кашель, особенно в утренние часы. Легкие заполняются копотью и теряют эластичность. Кроме того, воспаление слизистой оболочки вызывает хронические заболевания: трахеит, бронхит, воспаление легких. Это сказывается на способности переносить высокие физические нагрузки. Курильщик быстро устает и страдает одышкой. Деготь табачного дыма, содержащий канцерогены, вызывает рак легкого.
Табак отрицательно влияет и на сердечно-сосудистую систему. Под действием никотина сужаются кровеносные сосуды, замедляется ток крови и нарушается питание тканей, развивается кислородное голодание. Возникает головная боль, чувство усталости, недомогание, головокружение, появляются боли в сердце, развивается инфаркт миокарда (омертвение участка мышцы сердца), увеличивается пульс. Никотин повышает артериальное давление. Приводит к длительному спазму сосудов нижних конечностей, что вызывает сильные боли, «перемежающуюся хромоту», конечности легко зябнут даже в теплую погоду, легко возникает их отморожение, может наступить омертвение пальцев стоп (гангрена).
Табачный дым влияет и на пищеварительную систему. Аммиак, входящий в его состав, раздражает слизистую оболочку ротовой полости, вызывает усиленное слюноотделение. Слизистая оболочка становится легкоранимой, кровоточит, появляется неприятный запах изо рта. Под влиянием табачного дегтя портится зубная эмаль, на зубах образуется коричневый налет, они желтеют и постепенно разрушаются.
У курильщиков атрофируются вкусовые сосочки, расположенные на языке, вследствие чего притупляется или вовсе исчезает вкусовое восприятие, портится аппетит. Растворенный в слюне никотин заглатывается и попадает в желудок, вызывая хроническое воспаление его стенок гастрит, а в некоторых случаях язву желудка. Среди больных язвой желудка курильщики составляют 98 %.
Ведущий. Спасибо экспертам, хотя картина, которую они нарисовали, весьма мрачная. А теперь рекламная пауза.
Представители рекламной службы демонстрируют ролик, направленный против курения.
Ведущий. Я приглашаю в студию представителя табачной компании. Перед рекламой мы прослушали выступления медиков, скажите, насколько вы согласны с тем, что в них прозвучало.
Представитель табачной компании. Все описанные болезненные ощущения возникают не сразу, а при определенном «стаже» курения. К тому же все зависит от числа выкуренных в день сигарет, состояния здоровья, качества используемой продукции. Поэтому, мне кажется, медики несколько сгустили краски.
Ведущий. Однако ряд тяжелых расстройств возникает непосредственно вслед за курением, и особенно выражены они у подростков и молодых людей. Так, среди студентов с хорошей академической успеваемостью курящие составляют 16,7 %, среди слабо успевающих 45,2 %, а среди неуспевающих 59,1 %. Курение приводит к снижению памяти, замедлению быстроты и нарушению четкости реакции, ухудшению остроты зрения, особенно в сумерках. Курение снижает мышечную силу на 15 %, координацию движений на 25 %. Отражается и на внешнем виде маленький рост, щуплость, серая кожа, болезненность и постоянный кашель, быстрая утомляемость малопривлекательный портрет. Никотин оказывает выраженное воздействие и на функцию половых желез, и нередко является причиной половой слабости (импотенции) у юношей и нарушению менструаций у девушек.
Пагубное воздействие табака не ограничивается изменениями в организме курильщика. При курении 25 % вредных веществ разрушается, 20 % поглощается курильщиком, 5 % остается в окурке, а 50 % выделяется в атмосферу и воздействует на окружающих людей пассивных курильщиков. Как же быть с этим?
Представитель табачной компании. Все это безусловные факты, но ведь никто не заставляет вас курить насильно. Вы идете на это по доброй воле. Спрашивая у курильщиков, почему и зачем они начали курить, мы услышим: «По глупости», «Чтобы выглядеть взрослым», «Курили друзья» и т. д. Обычно курить начинают из нелепого подражания моде, приятелям, давясь папиросным дымом, превозмогая тошноту и головокружение.
Но постепенно эти симптомы проходят, и бросить курить человек уже не в силах. Коварство табака в том, что его курение приобретает характер настойчивой привычки, от которой трудно избавиться. Это происходит потому, что организм приспосабливается к определенному содержанию никотина, и понижение его уровня в крови приводит к неприятным ощущениям подавленности, вялости и пр. Вырабатывается стойкий условный рефлекс на курение. И большинство людей, решивших бросить курить, не могут этого сделать (75 %) из-за страданий, возникающих в период воздержания от табака. Единственный безболезненный выход не начинать курить и не подвергать свой организм лишним испытаниям.
Ведущий. Я приглашаю в студию еще одного гостя, человека, который не понаслышке знает о том, что такое никотин, так как вот уже несколько лет сам является заядлым курильщиком. Представьтесь, пожалуйста. Скажите, сколько лет вы курите? Расскажите, неужели курение с первого раза вызывает настолько приятные ощущения, что это действительно стоит попробовать?
Заядлый курильщик. Ядовитость никотина испытал каждый, кто взял в рот первую в жизни сигарету. Никто не может докурить первую сигарету до конца. Этому мешают сильное головокружение и тошнота. У некоторых курящих возникают и более тягостные ощущения усиленное слюноотделение, шум в голове, головная боль, сердцебиение, общая слабость, дрожание рук, рвота, понос. В тяжелых случаях человек теряет сознание. Начинающему курить, разумеется, очень тошно и противно, он не получает никакого удовольствия.
Ведущий. Но в таком случае почему не остановиться после первой сигареты? Зачем пробовать снова и снова, если, веря вашим словам, курение не доставляет ни малейшего удовольствия?
Заядлый курильщик. Самое главное «не ударить в грязь лицом», не отставать от приятелей, выглядеть «взрослым», не стать изгоем или белой вороной. К тому же постепенно организм приспосабливается к никотину и курение не вызывает таких тягостных ощущений.
Ведущий. Если мы Вас правильно поняли, курильщик ставит под угрозу свое здоровье и обрекает себя на многолетнюю зависимость от никотина только ради того, чтобы угодить друзьям? Только потому, что не смог найти нужных слов и отказаться?
Заядлый курильщик. Получается, что так.
Ведущий. Уважаемые игроки, сейчас вы должны разделиться на 4 команды по 6 человек. Каждая из команд получит по одной карточке, на которой описана та или иная ситуация. В любой из них нужно дать четкий отказ. Постарайтесь вместе найти возможные решения и по истечении отведенного времени представьте ситуацию в виде инсценировки.
Ситуация 1.
Во дворе две подруги предлагают тебе пойти в парк и покурить. Ты отказываешься, на что слышишь в ответ: «Ну ты и трусиха, кого из себя строишь! Посмотри, во дворе все девчонки курят».
Ситуация 2.
Твой лучший друг, с которым ты с первого класса сидишь за одной партой, решил начать курить и предложил тебе сделать то же самое. Узнай причину такого решения и попытайся уберечь его от этого пагубного пристрастия.
Ситуация 3.
Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и друзья из старших классов. «Приходи, родителей не будет. Повеселимся, покурим, потанцуем, выпьем».
Ситуация 4.
Твой друг предлагает: «Пойдем в подъезд, покурим. У меня сегодня особые, с травкой. Или боишься?»
Время на распределение ролей, обсуждение позиций. После того как команда проигрывает ситуацию перед классом, другие команды по очереди должны предложить свой вариант ее решения. Далее: коллективное обсуждение и нахождение оптимальных путей выхода из проблемных ситуаций.
Ведущий. Не бойтесь отказаться, если это действительно ваши друзья, они не станут рвать с вами отношения только потому, что вы отказались закурить или выпить вместе с ними. К тому же ни для кого не секрет, что проблем с алкоголем ничуть не меньше, чем с курением.
Сообщение химиков.
Алкоголь этиловый или виниловый спирт это наркотический яд. Принятый внутрь, он через 510 минут всасывается в кровь и вызывает расширение сосудов, несущих кровь к голове. В результате насыщения кислородом кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, часто приводящее к необдуманным поступкам с тяжелыми последствиями.
Сообщение медиков.
Установлено, что 100200 г водки вызывают у человека нарушение высшей нервной деятельности, длящееся несколько дней. При содержании в крови человека 0,02 % алкоголя наступает выраженное опьянение, при концентрации его до 0,4 % развивается тяжелое опьянение с потерей сознания и ослаблением деятельности сердца. Концентрация алкоголя в крови 0,70,8 % обычно вызывает смертельное отравление.
Алкоголь, проникая в клетки крови, нарушает их работу, приводит к их перерождению. Быстро сгорая, алкоголь отнимает у клеток воду и кислород, в результате чего клетки сморщиваются, жизнедеятельность их за-трудняется. При длительном отравлении алкоголем перерождаются ткани печени, почек, сосуды сердца, коры головного мозга, превращаясь в жировую ткань, не способную выполнять жизненно важные функции в организме.
Сообщение наркологов.
Самое опасное последствие пьянства алкоголизм. Эта болезненная зависимость от наркотического действия алкоголя, очень тяжело поддающаяся лечению. Особенно опасен алкоголь для подростков, так как алкоголизм у них возникает и развивается в 4 раза быстрей, чем у взрослых, а его действие на неокрепший организм приводит к замедлению процессов роста, развития половых функций, мышечной недостаточности. Употребление спиртных напитков очень плохо влияет на кожу головы, вызывает перхоть, на состояние кожи лица появляются угри.
Ведущий. Многовековая традиция, доставшаяся нам от предков, встречать праздники с выпивкой, рано или поздно коснется каждого, но пусть это произойдет как можно позже и с полным осознанием того, насколько это вредно. А сейчас слово информационной службе.
Сообщение информационной службы.
Пристрастие к «зеленому змию» распространено даже в мире животных. Известно, что почти в каждом растении содержится определенный процент сахара и в благоприятных условиях может произойти брожение. Некоторые виды животных знают об этом и не упускают случая полакомиться. Например, совы, живущие в Индии, большие любители перебродившей жидкости, которая вытекает из пальмы. А малиновка, поклевав перезрелых яблок, быстро хмелеет и погружается в сон. Что же касается улиток извечных врагов садоводов, то ученые давно заметили их пристрастие к пиву. Эта вредная привычка улиток даже используется для борьбы с ними. Садоводы ставят между цветками небольшие сосуды, наполненные пивом. Туда немедленно заползает несметное число улиток, которые, напившись до отвала, тонут в своем любимом напитке.
Ведущий. Чудеса, да и только. Послушаем, что теперь скажет биолог.
Биолог. В последнее время в науке обозначилось направление, изучающее поведение живого существа в условиях пристрастия к алкоголю.
А. Б. Кампов-Полевой установил, что активные животные с выраженными исследовательскими тенденциями в новой обстановке, неизменно добивающиеся лидирующего положения («шустрики»), избегают поилок с алкоголем. Напротив, пассивные и нелюбознательные животные, постоянно терпящие поражение в борьбе за «место под солнцем», склонные к подчинению («мямлики»), довольно быстро привыкают к алкоголю. В ряде случаев они только под его воздействием обретают храбрость и активность. Человек такое же живое существо, и вряд ли причины, вызывающие у него потребность в алкоголе, другие.
Ведущий. Рекламная пауза.
Демонстрируются «ролики», направленные против употребления алкогольных напитков.
Ведущий. Пристрастие к алкоголю и табаку вызывает наркотическую зависимость, но еще более губительное и страшное влияние оказывают на организм человека, особенно в подростковом возрасте, наркотические вещества. Послушаем подготовленное сообщение.
Сообщение историков.
Наркотические средства имеют многовековую историю применения, причем в каждом регионе применялось преимущественно одно и то же средство: конопля на Индо-Пакистанском субконтиненте и в районах Северной Африки, опиум в странах Восточного Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, кока на Южно-Американском континенте. Но всегда употреблять наркотики имели право только лица, достигшие «уважаемого» возраста. Детям же и подросткам строго запрещалось пробовать это зелье, так как разрушающее действие наркотиков на психику было известно на протяжении многих веков.
Сегодня к традиционным наркотикам прибавились новые, а также десятки синтезированных лекарств, обладающих психоактивным действием и способных вызывать болезненное привыкание токсикоманию.
Сообщение наркологов.
Многие знают о пагубном воздействии наркотиков, но употребляют их. Это связано с их способностью вызывать эйфорию чувство удовольствия, интеллектуального подъема, работоспособности, просветления. Но мало кто знает, что в тот момент, когда человек только начинает это ощущать, он уже болен наркоманией. При первом знакомстве с наркотиком в организме срабатывает защитный механизм, может начаться рвота, понос, потоотделение, слезливость, слюнотечение, а если доза слишком велика, то и смерть.
Регулярное употребление наркотиков вызывает привыкание (наркоманию), которое происходит много быстрее, чем к алкоголю. Привыкание происходит и к дозе наркотика, в результате чего снижается интенсивность эйфории, требующая повышения дозы. Со временем наркоман принимает наркотик не для достижения приятных ощущений, а для того чтобы снять тягостные ощущения, физические недомогания, раздражительность и подавленность (результат психической зависимости). Прием наркотика уже не вызывает эйфории, но обходиться без него человек уже не может.
Привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Всего за две недели приема опия подросток обрекает себя на долгие годы тяжелой болезни.
Если время между приемами опия превышает 812 часов, обостряется влечение к нему, появляется напряженность, неудовлетворенность, пропадает аппетит. На второй день присоединяется озноб, сменяющийся чувством жара, слабость, онемение, потливость. К концу вторых суток появляются мучительные боли в мышцах, их сводит, тянет, крутит. Влечение становится непреодолимым и толкает наркомана на любые преступления.
На третий день появляются боли в животе, рвота и изнуряющий понос. Такое тяжелое состояние держится до 10 дней, и преодолеть его без медицинской помощи невозможно. Необходимо длительное лечение, которое снимет физическую зависимость, но психическая зависимость, хотя и в более слабой форме, остается у человека навсегда.
Так стоит ли ради первых двух-четырех месяцев удовольствия от приема наркотиков выносить неисчислимые мучения в течение многих последующих лет?
Ведущий. В народе говорят: «Хочешь быть счастлив один день сходи в гости, хочешь быть счастлив неделю женись, хочешь быть счастлив месяц купи себе машину, хочешь быть счастлив всю жизнь будь здоров!».
Демонстрируется «ролик» о здоровом образе жизни.
Ведущий. Так будьте здоровы, до свидания, до новых встреч в эфире.
Урок-конференция
Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками.
Задачи конференции:
1. Расширить представления учащихся об угрожающих масштабах наркомании.
2. Раскрыть физиологический механизм влияния наркотических веществ на организм.
3. Сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании.
4. Закрепить знания учащихся о стадиях развития наркомании.
5. Привить учащимся навыки групповой работы.
6. Продолжить формирование системы представлений о здоровом образе жизни.
Предварительное задание.
Учащиеся должны подготовить к уроку рисунки (и) или сообщения на тему: «Скажи нет наркотикам!». Каждая из этих работ во время игры приносит команде по 1 баллу.
Оформление кабинета: выполненные учениками рисунки прикрепляются к доске.
Организационный момент.
Класс делится на четыре команды по шесть человек. Вопросы и задания даются всей команде. После обсуждения ответ дает капитан или другой игрок, выбранный командой. Оценка результатов осуществляется жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем, и ее игроки получают за урок пятерки. Однако в ходе игры жюри оценивает и индивидуальную работу учащихся.
Вступление.
В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах. Согласно отчету ООН 2,5 % населения планеты (около 140 млн человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн кокаин, 8 млн героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы. Действительность порой бывает очень сложной и запутанной. Иногда нелегко понять, какое же решение правильно. Но если вам однажды придется делать подобный выбор, вы должны не только знать о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми вам придется столкнуться позже всего несколькими минутами позже мимолетного самообмана.
Конкурс 1: Разминка.
Каждой команде предлагаются две карточки со следующим заданием:
Из предложенных определений выберите то, которое, по вашему мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании:
1. Наркомания заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).
2. Наркомания вид отклоняющегося поведения личности.
3. Наркомания заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.
4. Наркомания болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости от этих веществ.
После обсуждения (5 мин) каждая команда предлагает свой аргументированный вариант ответа. Игроки других команд вправе оспорить предложенный вариант. За доказательный ответ и активное участие в дискуссии команда получает 13 балла.
О т в е т: Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.
Конкурс 2: Выбор.
Каждой команде предлагаются две карточки со следующим заданием:
Вам предлагается таблица, отражающая наиболее распространенные мотивы потребления наркотических средств. Под таблицей даны численные статистические значения (в процентах). Выберите для каждого ответа ту цифру, которую считаете наиболее вероятной. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Мотивы, побуждающие молодежь |
Цифровое значение |
Подражание другим «От скуки» «Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей» Желание забыться Психическая травма Незнание тяжелых последствий Назначение наркотиков в качестве средств лечения «Чтобы придать себе смелость и уверенность» «Чтобы легче общаться с другими людьми» Желание испытать чувство эйфории, кайфа |
|
68,3 %; 25,3 %; 9,6 %; 7,5 %; 2,3 %; 1,3 %; 8,4 %; 3,1 %; 13, 3 %; 10,1 %.
О т в е т: Предложенные варианты располагаются в следующем порядке:
25,3 %; 3,1 %; 13,3 %; 9,6 %; 2,3 %; 1,3 %; 7,5 %; 8,4 %; 10,1 %; 68,3 %.
Конкурс 3: Мифология современности.
Ведущий задает вопрос (миф). После обсуждения (максимум 2 мин) команда сообщает опровергающие данное утверждение факты. Команда может согласиться с мифом, но аргументировать ответ. Возможна дискуссия. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.
Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.
Факт: Отказаться можно только один раз первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступные) приводит к зависимости.
Миф 2: Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия.
Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.
Миф 3: Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».
Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Факт: Зависимость от наркотиков это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ на более сильные. Это закон без исключений.
Миф 7: Лучше бросать постепенно.
Факт: Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
Жюри подводит итоги викторины, объявляет победителей и выставляет оценки за урок.
Цель: изучение биологических механизмов влияния наркотических веществ на организм человека.
Задачи:
1. Показать негативные последствия употребления наркотических веществ.
2. Предоставить учащимся возможность высказать собственную точку зрения в отношении проблем табакокурения, алкоголизма, наркомании.
3. Продолжить формирование у подростков способности отстаивать свою собственную точку зрения.
Рекомендации.
Игра проводится на отдельном уроке биологии, после изучения темы «Обмен веществ».
Предварительное задание.
Учащиеся должны подготовить к уроку рисунки на тему: «Скажи нет наркотикам!» (и) или сообщения на заданную тему. Каждая из этих работ во время игры приносит команде по 1 баллу.
Оформление кабинета: выполненные учениками рисунки прикрепляются к доске, на которой, помимо темы урока, написан эпиграф: « Сигарета бикфордов шнур, с одной стороны которого огонек, а с другой дурак» (Бернард Шоу).
Организационный момент.
Класс делится на четыре команды по шесть человек. Вопросы и задания даются всей команде. После обсуждения ответ дает капитан или другой игрок, выбранный командой. Оценка результатов осуществляется жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем, и ее игроки получают за урок пятерки. Однако в ходе игры жюри оценивает и индивидуальную работу учащихся.
Вступление.
На прошлом уроке, рассматривая причины нарушения обмена веществ, мы с вами затронули вопрос о наркомании. Сегодня мы более подробно остановимся на этом явлении, которое стало, к сожалению, неотъемлемой частью современной действительности.
Ход игры
Ведущий задает вопросы. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.
Перечень вопросов:
1. Что американцы назвали чумой 20-го века?
О т в е т: Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается еще более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 тыс. человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, убийств и самоубийств, вместе взятых. В Германии ежегодное число жертв курения составляет 100 тыс., а в Индии доходит до миллиона.
И тем не менее табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета источник значительной доли годовых доходов правительства. Но тогда возникает вопрос:
2. Как вы думаете, почему табачная индустрия до сих пор не использовала свое политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?
О т в е т прост: в действительности эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком легких, решил предъявить табачной компании иск, то у нее есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.
В чем же заключается опасность курения? Это мы и попробуем выяснить в ходе следующего конкурса:
Конкурс 1.
Каждой команде предлагаются две карточки с вопросами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, показали, что чем больше человек курит, тем больше он плачет. Как вы думаете, чем объясняется эта интересная зависимость?
О т в е т: Во время прикуривания и курения сигареты табачный дым вьется вверх, попадает в глаза, они, защищаясь, начинают слезиться и человек прищуривается. Поэтому чем больше человек курит, тем больше он плачет. Кроме того, со временем теряется блеск в глазах и появляются преждевременные морщины.
2. Как вы думаете, чем объясняется следующий факт: у курильщиков язва желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2 раза чаще, чем у некурящих?
О т в е т: Горячий дым обжигает слизистую оболочку рта, что вызывает рефлекторное слюноотделение, секрецию желудочного и кишечного сока, то есть идет подготовка к перевариванию пищи, которая, в действительности, в организм не поступает. Чем чаще человек курит, тем чаще он обманывает свой желудок. Однажды он обязательно отомстит курильщику.
Кроме того, ученые доказали, что в табачном дыму есть такие ядовитые вещества, которые усиливают склонность к различным заболеваниям. Самым вредным из них является бензпирен, который стимулирует образование раковой опухоли.
Собственно говоря, нет ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не страдали бы от ядовитого влияния никотина. Но сигарета таит в себе еще одну скрытую опасность.
3. Кто такие пассивные курильщики? Чем опасна эта роль?
О т в е т: Это человек, который просто вдыхает табачный дым. Подумайте: в накуренной комнате загрязнение воздуха в 6 раз выше, чем на загруженной автостраде. По данным журнала Good Housekeeping, каждая 8-я смерть от табачного дыма происходит из-за того, что человек просто вдыхает дым. Каждый год в США более 500 тыс. человек умирают от болезней сердца и артерий, вызванных вдыханием табачного дыма. Кроме того, британские ученые доказали: в 62 % случаев внезапной младенческой смерти (синдром смерти в колыбели) причина заключалась в том, что рядом с малышом курили. Грудные дети и беременные женщины ни в коем случаи не должны вдыхать табачный дым.
Поэтому, закуривая новую сигарету, вы каждый раз подвергаете опасности не только себя, но и окружающих.
Но курение не единственный порок нашего времени. Есть еще одно страшное слово алкоголизм. Сегодня слово алкоголь употребляется по отношению к любым напиткам, содержащим этиловый спирт. Первоначально пришло оно из арабского языка и в переводе означает тонкая сущность предмета. А слово спирт происходит от латинского spiritus дух.
4. А теперь подумайте, справедливо ли утверждение: вино родилось вместе с человечеством, человечество пьет всю свою историческую жизнь?
О т в е т: На самом деле виноделие, а также изготовление пива, возникло 78 тыс. лет назад. Так что приобщение к алкоголю сравнительно молодая ошибка человечества.
Но наши предки пили вовсе не для того, чтобы напиться, а в рамках строго заданных обычаев.
5. Во время какого ритуала человек впервые попробовал вино? Примите во внимание, что вино отождествлялось с кровью божества.
Кстати, и сегодня во многих религиях, в том числе и православии, причащение с использованием вина это опять-таки напоминание о первобытном языческом обряде.
О т в е т: Как писал древний историк Тициан, во время обряда братания два человека крепко держали друг друга за правую руку, их большие пальцы связывали и делали накол. Слизав выступившие капли крови, эти люди становились братьями по крови. Позднее собственная кровь была заменена вином.
Интересно, что внешнее проявление этого ритуала сплетение рук и сегодня сохранилось в немецком брудершафте (само это слово в переводе с немецкого означает братство).
Продолжая эту тему, хочу задать следующий вопрос:
6. Почему-то принято считать, что пьянство неотъемлемая черта русского народа. А отсюда равнодушное всегда было и, значит, всегда будет; так какой смысл с этим бороться, все равно ничего не изменится. Как вы считаете, действительно ли пьянство и водка всегда были проблемой нашего народа? Ответ обоснуйте.
О т в е т: Русские в древности употребляли такие хмельные напитки, как мед, пиво, брага. Их крепость была не более 10°. Даже при самых идеальных условиях более крепкие напитки получить в результате брожения нельзя, так как при этой концентрации алкоголя погибают дрожжевые грибки и брожение прекращается. Водка в Россию была завезена только в начале XVI века и далеко не сразу завоевала признание русских, привыкших к некрепким напиткам со слабо выраженным вкусом алкоголя. Только с середины XVI века, когда в1552 году Иван Грозный устроил первый большой кабак и водка стала продаваться от казны, пьянство стало рас-пространенным явлением.
7. Какой напиток в XV веке получил название аква вита (живая вода), а уже в XVIII был переименован в воду смерти (аква мортис).
О т в е т: Водка. Способ выделения чистого спирта из содержащих алкоголь жидкостей был открыт арабским алхимиком Рагезом, а в 1400 году итальянским монахом Валентинусом. Своеобразные качества спирта: летучесть, обжигающий вкус, бодрящий, возбуждающий эффект все это позволило предположить, что новый напиток обладает целительными свойствами. Водка даже продавалась в аптеках. Но очень скоро люди убедились в ошибочности сделанных выводов.
В чем же опасность мертвой воды? Вам предлагается следующий конкурс.
Конкурс 2.
Каждой команде предлагаются две карточки с вопросами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. В Древней Руси на свадебном пиру гости вволю пили мед и пиво, но молодые, согласно обычаю, к этим напиткам не притрагивались. Как вы думаете, почему?
О т в е т: Спирт наркотическое и ядовитое вещество. Этанол проникает в яйцеклетку и сперматозоиды, нарушая генетическую структуру ДНК. Если зачатие происходит, когда в организме матери или отца присутствует алкоголь, то 99 % вероятности, что ребенок родится с психическими и физическими отклонениями.
2. Когда человек с гордостью заявляет: «Я могу много выпить и не за-хмелеть», означает ли это, что у него крепкий и здоровый организм, или он уже находится в алкогольной зависимости? Аргументируйте свой ответ.
О т в е т: Этанол наркотическое вещество, которое включается в обмен веществ, вызывая различные нарушения (см. стадии развития наркомании). Первым признаком, определяющим меру зависимости от алкоголя, является наличие или отсутствие рвотного рефлекса.
Рвотный рефлекс это защитная реакция здорового организма, подаренная человеку вековой эволюцией и оберегающая его от отравления ядами. Если человек сломал эту преграду, то в дальнейшем путь для того, чтобы спиться, открыт. А между тем распространено заблуждение: если рвотный рефлекс не возникает, значит, освоился, возмужал.
Конкурс 3.
Закончите пословицы:
Сначала человек пьет вино, потом ... (вино пьет человека). Японская.)
Человек берет первую рюмку, последующие... ( сами берут человека).
(Немецкая.)
Поэтому прежде чем взять в руки сигарету или рюмку вина, подумайте, стоит ли это мимолетное удовольствие вашего здоровья. Не слишком ли дорогая цена ваше будущее?
Жюри подводит итоги викторины, объявляет победителей и выставляет оценки за урок.
Д о п о л н и т е л ь н ы е с в е д е н и я.
В 2002 году на долю каждого гражданина России, включая младенцев, приходится 7,5 л алкоголя. Если учесть, что уже 5,5 л число, представляющее угрозу национальной безопасности, можно сделать соответствующие выводы. Кроме того, наблюдается снижение качества алкогольной продукции и рост фальсификаций. Только за 2001 год жертвами фальсифицированной и низко качественной алкогольной продукции стали 47 тыс. человек.
Цель: рассмотрение различных сторон проблем наркомании, табакокурения, алкоголизма.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с влиянием вредных привычек на организм человека.
2. Выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить уровень их информированности по проблеме.
3. Способствовать развитию умения принимать решение и нести за него ответственность.
4. Продолжить формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.
Подготовка игры.
Данная игра является аналогом известной телеигры «Кто хочет стать миллионером». В мероприятии участвуют три 9 класса. От каждого класса играет команда из 6 человек, таким образом, в предварительном туре участвуют 18 человек (9 пар). Остальные ученики зрители, болельщики.
Рекомендации.
Для того чтобы усилить эффект игры, а также облегчить восприятие вопросов, можно заранее подготовить компьютерные слайды. Каждый слайд содержит один вопрос и варианты ответа. Показ слайдов осуществляется во время игры на большом экране.
Правила игры:
1. Все игроки команд участвуют в предварительном туре, победителем которого является тот, кто быстрее и правильнее выполнит полученное задание.
2. Дальше пары победителей принимают участие в основной части игры. Участникам задается вопрос и предлагаются 4 варианта ответов. У пары есть возможность посовещаться несколько минут и дать ответ.
3. Если участники сомневаются или не знают ответа, то они могут воспользоваться 2 подсказками: «помощь зала» и «50 на 50».
«Помощь зала» паре помогает ответить именно их класс.
«50 на 50» ведущий убирает два неверных ответа.
4. Вопросы задаются в порядке усложнения; если команда дает неверный ответ, то она выбывает из игры, а ее место занимает новая пара игроков, которые являются победителями очередного отборочного тура.
5. За каждый верный ответ пара участников получает 1 балл. Максимум за игру они могут заработать 5 баллов, ответив на все 5 вопросов верно. Игроки получают призы и становятся зрителями.
6. В процессе игры ведущий задает ряд вопросов зрителям. За каждый правильный ответ зритель получает 1 балл. Зрители, набравшие за игру от 3 до 5 баллов, получают различные призы (в зависимости от числа набранных баллов). Зрители, набравшие за игру более 5 баллов, получают приз и возможность участвовать в специальном туре основной игры.
7. Всего в основной игре 4 тура. Затем проводится дополнительный тур со зрителями.
Перечень вопросов отборочного тура.
1. Большинство курильщиков не могут бросить курить, потому что:
не хотят;
у них слабая сила воли;
впадают в зависимость от никотина;
не знают как.
2. Продолжительность жизни человека, который курит, меньше чем у некурящего:
на 1 год;
на 4 года;
на 50 лет;
на 7 лет.
3. Один из легальных, общедоступных наркотиков:
героин;
кокаин;
алкоголь;
конопля.
4. Пребывание человека в накуренном помещении называется:
пассивное курение;
нет специального термина;
добровольное отравление;
поиск приключений.
5. Самый главный способ избежать последствий курения:
начинать не раньше 15 лет;
не начинать курить;
курить не больше пачки в день;
не курить на голодный желудок.
Перечень вопросов основной части игры:
1. По мнению врачей, наркомания это болезнь, но без одной стадии:
стадии...
успокоения;
выздоровления;
заражения;
лечения.
2. Одним из последствий передозировки наркотиками является отмирание коры головного мозга. В результате человек теряет способность мыслить, двигаться, реагировать, говорить, есть. Такое существование длится годами. Часто и врачи, и наркоманы называют это состояние:
отмирание;
овощевание;
отравление;
деградация.
Комментарии.
Действительно, человек в таком состоянии перестает быть человеком. Становится «овощем».
3. В длинном списке последствий пьянства и алкоголизма на первом месте стоит:
колоссальные людские потери;
финансовые потери;
потеря здоровья населением;
потеря человеческого облика.
4. После 56 лет пьянства отца умственная отсталость отмечается:
у 20 % детей; у всех детей; у 50 % детей; у 80 % детей.
5. Закон, запрещающий производство и продажу спиртных напитков, называется:
темный; сухой; мокрый; вредный.
6. «Сухой закон» в США был принят в 1919 году, а отменен:
1933; 1941; 1937; 1654.
7. Страна, в которой вот уже сто лет алкоголь считается «врагом № 1» на уровне государственной политики. Поэтому здесь самые высокие в Европе цены на алкоголь и самые строгие ограничения.
Финляндия; Норвегия; Франция; Германия.
8. С незапамятных времен на Руси на любых торжествах или во время ритуалов из числа пьющих всегда исключались:
жрецы; князья; молодые отцы семейства; старики.
9. Правитель, при котором на Руси впервые появилось публичное питейное заведение кабак:
Петр I; Иван Грозный; Николай II; Владимир Мономах.
Комментарии.
Первый кабак по приказу Ивана Грозного был создан в 1555 году. Как видите, история о том, что «русский человек пил всегда» не совсем соответствует действительности. В то время царским властям приходилось загонять крестьян в кабаки буквально силой, склоняя к пьянству методом повальной порки и разорения.
Вопрос зрителям:
Какую цель преследовали при этом царские власти? Для чего было необходимо такое принуждение?
О т в е т: Продажа спиртных напитков должна была принести огромные доходы в казну.
10. Это явление, по мнению Гладстона, делает бед больше, чем голод, чума и война, вместе взятые:
курение табака; алкоголизм; СПИД; туберкулез.
11. Его можно сравнить с айсбергом: он вызывает интерес «блеском» своей видимой небольшой части, а другой, скрытой от глаз, уничтожает неосмотрительного мореплавателя. О каком веществе идет речь?
кофеин; глицерин; алкоголь; сахар.
12. Вещество, аналог питьевого спирта, которое при попадании в организм вызывает тяжелейшее отравление, слепоту, остановку сердца:
этанол; метанол; барбитурат; фреон.
13. Бисмарк считал, что от этого напитка человек «делается ленивым, глупым, бессильным»:
пиво; коньяк; чай; кофе.
Комментарии.
Пиво содержит большое количество углеводов. Кроме того, при употреблении большого количества пива, да еще с рыбкой, нарушается водно-солевой обмен. Результат: «пивной животик», тучность.
14. В начале ХХ века говорили, что «сухой закон в Америке потонул в ». О каком напитке идет речь?
в неудаче в пиве в контрабанде в слезах
Комментарии.
После неудачного опыта с введением «сухого закона» в США был введен закон, который запрещал употребление любых спиртных напитков, кроме пива. В результате за короткое время только за счет пива были достигнуты еще большие показатели употребления спиртного.
15. Пытаться заменить водку пивом это то же, что заменить беса...
ангелом; дьяволом; самогоном; песнями.
16. Водой горя называли:
спирт; водку; вино; слезы.
17. Процесс, с помощью которого получают спирт:
очищение; брожение; торможение; перегонка.
18. Компонент спиртных напитков:
изоамиловый спирт; метиловый спирт;
древесный спирт; этиловый спирт.
19. Орган, который задерживает более 30 % алкоголя, поступающего в организм:
сердце; легкие; мозг; почки.
Вопрос зрителям:
Какие факты можно объяснить исходя из этого?
О т в е т: Алкоголь является причиной нарушения нервной системы, расстройства памяти, внимания. Этим объясняется и то, что человек в состоянии опьянения теряет контроль над собой и своими эмоциями.
20. Из полезных веществ в спиртных напитках содержатся:
минеральные соли; витамины;
углеводы; таких веществ нет.
21. Иоганн Гёте был уверен в том, что «человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более:
целеустремленным; гуманным;
трезвым; сплоченным.
22. Страна, в которой водитель в нетрезвом состоянии стал причиной аварии с человеческими жертвами, приговаривается к смертной казни:
Америка; Япония; Израиль; Франция.
Вопрос зрителям:
Как вы считаете, могут ли такие меры быть эффективными? Обоснованы ли они?
О т в е т: По статистике, в Японии самое низкое число аварий, причиной которых стало вождение в нетрезвом состоянии.
23. Он в два раза сильнее угрожает здоровью, чем курение:
алкоголь; малоподвижный образ жизни;
парниковый эффект; инфаркт.
24. Слово наркотик в переводе означает:
оцепенение; наслаждение; увлечение; изменение.
25. Слово «марихуана» в переводе с португальского означает:
возбудитель; отравитель; мечта; удовольствие.
Комментарии.
Как видите, название этого слова говорит само за себя. Между тем бытует мнение, что марихуана («травка») «легкий», безвредный наркотик, не вызывающий привыкания. Согласны ли вы с этим утверждением? Поднимите руку.
Примечание. Ответ на этот вопрос поможет учителю получить приблизительное представление о том, насколько широко распространен подобный миф среди аудитории.
Действительно, привыкание от курения «травки» развивается далеко не сразу. Между тем курение «травки» приводит к серьезным изменениям в коре головного мозга. Кроме того, один из активных компонентов марихуаны способен усиливать зависимость от других наркотиков, начиная от никотина и кончая героином.
26. Гален говорил: «Курение конопли высушивает »
мозг; семя; тело; сердце.
Вопрос зрителям: Как вы понимаете эту фразу?
О т в е т: Один из компонентов конопли вызывает сексуальные расстройства у человека, вплоть до бесплодия и импотенции. У всех мужчин после курения конопли в семенной жидкости обнаруживается общее снижение концентрации сперматозоидов, большое количество уродливых форм.
Подведение итогов игры.