Номенклатура дел школьных методобъединений
Положение о школьном методическом объединении.
План работы Методического Совета на 2010/2011 учебный год
Функциональные обязанности учителей методических объединений.
Положение о Методическом Совете
Положение о методическом дне педагогического работника
Дидактические требования к современному уроку
Положение о конфликтной комиссии
Положение о формах и видах внутришкольного контроля
Персональный состав Методического Совета МОУ СОШ №1 а.Понежукай
Методического Совета МОУ СОШ №1
на 2010-2011 учебный год
I.Цели и задачи методической работы в школе
Основной задачей методической работы в Понежукайской СОШ №1 является создание благоприятных условий для перевода школы из режима простого функционирования в режим интенсивного развития. Данная задача является достаточно сложной, в силу ряда субъективных и объективных причин. Учитывая, что образовательное учреждение является «исполнителем» социального заказа современного российского общества, необходимо при проектировании программы развития школы учитывать тенденции развития общества, так и эволюцию европейской системы образования в целом. В настоящее время существуют огромное разнообразие уникальных авторских методик преподавания различных учебных дисциплин в общеобразовательных школах. Причиной эффективности данных методик является не только их оптимальная «технологичность», но и то, что авторы этих уникальных методик являются людьми пытливыми, ищущими, чувствующими «нерв» школьной жизни, т.е преподаватели находящиеся в состояние постоянного творческого поиска. Во все времена был спрос на качественное образование, способствующее комплексной подготовке учащиеся молодежи к практической жизни. Имеется в виду трансляция из глубин веков знаний о мироустройстве многих поколений жителей Земли. Естественно с годами накапливаются знания и факты о многих социальных и природных закономерностях. Вполне очевидно, что школа как важнейший институт общества не может передать учащимся всю, лавинообразно (если говорить строгим научным языком - экспоненциально возрастающий объем информаций) растущую информацию. Задача школы – обучение учащихся технологиям поиска, структурирования, классификаций и анализа информаций. Можно сказать, что необходимо обеспечить гармоничную соразмерность фактов и когнитивных технологии. В связи с этим, меняются федеральные образовательные стандарты, учебные программы, появляются достаточно фундаментально «скроенные» учебно – методические комплексы, т.е. протекают интенсивные инновационные процессы в системе образования. Но во все времена, самой главным компонентом системы образования являлся Учитель. Именно от личности учителя напрямую зависит эффективность, результативность методической работы в школе. Методика преподавания является тем «оружием», позволяющим преподавателю творить, «ваять» на уроке. Обеспечение творческой, благожелательной и одновременно строгой и требовательной атмосферы в классе является прерогативой именно учителя. Высокообразованный, культурно развитый учитель, способный адекватно реагировать на вызовы современного сложного общества является достаточно востребованным в системе образования. Очень важным является приход в школы именно таких учителей! Сверхзадачей методической работы в школе является, превращение учителя в методиста в своей образовательной области.
Методическая работа в Понежукайской школе проводится в определенных структурных подразделениях – методических объединениях по различным учебным дисциплинам и образовательным областям. Методические объединения являются структурными подразделениями школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и росту профессионального мастерства учителей на основе приоритетов образования сформулированных в Программе развития Понежукайской СОШ №1.
В школе функционируют 9 методобъединий по следующим образовательным направлениям:
§ МО учителей русского языка и литературы (руководитель - Наниз М.Р)
§ МО учителей адыгейского языка и литературы (руководитель - Нехай Ш.Ю)
§ МО учителей математики и физики (руководитель - Тугуз С.М)
§ МО учителей начальных классов (руководитель - Ещук С.А)
§ МО учителей естественных наук (руководитель - Ехутль Г.М)
§ МО классных руководителей (руководитель Наниз З.З)
§ МО учителей иностранного языка (руководитель Кушу С.К)
§ МО учителей истории, обществознания, права (руководитель Тлехурай У.Ш)
§ МО учителей технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО, музыки.( руководитель Хатхоху Ф.З)
Руководители метообъединений осуществляют следующую работу:
§ Проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
§ Вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных планов (планов) курсов и их учебно – методического обеспечения;
§ Проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
§ Разрабатывают методические рекомендаций для учащихся и родителей по эффективной реализаций учебных программ;
§ Определяют степень влияния профессиональной деятельности на результат образовательной деятельности школы.
Данные методические объединения обеспечены всем необходимым пакетом нормативно – правовых документов, обеспечены необходимой компьютерной и другой оргтехникой. Имеется серьезная поддержка Ресурсного Центра в повседневной деятельности метобъединений. Администрация школы во главе директора З.А.Хабаху осуществляет постоянный мониторинг деятельности руководителей школьных методобъединений, контролируется заседания МО, перспективные планы работы, различные мероприятия. Необходимо подчеркнуть, что методические объединения являются важнейшим структурным подразделением в осуществлении эффективного менеджмента в Понежукайской школе. Естественно, должна возрасти роль руководителей методобъединений в системе управления школой.
II.Приоритетные направления развития методической работы школы.
Содержание методической работы в Понежукайской СОШ №1 распределяется по следующим образовательным направлениям:
1. В информационной области:
§ Создание ресурсов педагогической информаций (рефераты, доклады, сценарии открытых уроков и т.д.)
§ Обобщение и распространение передового педагогического опыта;
§ Создание и развитие творческой лаборатории для апробирования новых методик преподавания;
§ Изучение опыта организации методической работы в школах России (по материалам web-ресурсов);
§ Активное использование потенциала Ресурсного Центра и компьютерных технологий в образовательном процессе;
§ Изучение новинок методической литературы.
2. В диагностической области:
§ Непрерывное повышение педагогической квалификации учителей школы;
§ Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
§ Диагностика информационных потребностей учителей.
§ Мониторинг IT-компетентности педагогического персонала.
3. В области содержания образования:
§ Обеспечение освоения Базисного учебного плана;
§ Перевод школы в режим развития;
§ Гуманизация образования на основе личностно – ориентированного обучения;
§ Дифференцированное обучение, работа с одаренными детьми;
§ Оптимизация учебной нагрузки, здоровьесберегающие технологии;
§ Межпредметная интеграция;
§ Разработка концепции открытого образования;
§ Использование информационно – коммуникационных технологии в образовательном процессе;
§ Использование контрольно – измерительных материалов единого госэкзамена на уроках;
§ Предметные олимпиады, конкурсы, недели;
§ Кружковая работа;
§ Связь с учреждениями системы дополнительного образования;
§ Проведение научно – практических конференции школьников как средство активизации исследовательской работы учащихся;
§ Профильное обучение.
4. В инновационной и экспериментальной области.
§ Превращение школы в авангард инновационной и экспериментальной работы;
§ Разработка и внедрение оригинальных авторских методик обучения;
§ Активный поиск и изучение новых педагогических технологии.
§ Внедрение информационно - коммуникационных в образовательный процесс
§ Использование Интернет - технологии для методического обеспечения педагогической деятельности учителей
§ Анализ программно - методического и учебно - методического обеспечения содержания образования
§ Научно - исследовательская и инновационная работа по образовательной области
§ Подготовка учителей к аттестации
§ Педагогический мониторинг образовательного процесса
§ Повышение квалификации учителей, активное использование дистанционных форм самообразования.
§ Активное использование потенциала Ресурсного Центра
§ Использование компьютерных тестовых технологии (online -тестирование) в образовательном процессе.
§ Использование информационно – коммуникационных технологий для повышения эффективности управления учебно – воспитательным процессом.
III. Циклограмма мероприятий, реализующих план методической работы
Понежукайской СОШ №1
№ |
Проводимые мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обсуждение и утверждение плана работы Методического Совета школы на 2077-2008 учебный год |
Сентябрь |
З.А.Хабаху, А.С.Хадагатле
|
2 |
Изменение и утверждение персонального состава Методического Совета, распределение обязанностей среди членов методсовета. |
Сентябрь-октябрь |
З.А.Хабаху , А.С.Хадагатле
|
3 |
Анализ результатов ЕГЭ по математике и русскому языку в 11-х классах |
Октябрь |
А.С.Хадагатле, Н.М.Чич |
4 |
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации в сфере образования и современных инновационных методик преподавания |
В течение учебного года |
Методсовет школы |
5 |
Проблемы использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов естественно-математического цикла |
Ноябрь |
А.С.Хадагатле |
6 |
Проблемы использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов гуманитарного цикла |
Ноябрь |
Н.М.Чич, Э.Г.Джандар |
7 |
Проведение практического семинара по проблемам эффективного использования интернет ресурсов для совершенствования механизмов управления в современном образовательном учреждений |
Декабрь |
А.С.Хадагатле |
8 |
Изучение истории математики и биографии выдающихся математиков как средство повышения интереса учащихся к углубленному изучению математики |
Декабрь |
С.М.Тугуз |
9 |
Использование технологии онлайн-тестирование при подготовке к ЕГЭ по математике |
Декабрь |
А.С.Хадагатле, С.М.Тугуз |
10 |
Компьютерный эксперимент как эффективное средство исследования физических явлений в курсе школьной физики |
Январь |
А.С.Хадагатле, С.М. Тугуз, И.Ч.Сахтарьек. |
11 |
Анализ промежуточных итогов работы предметных методобъединений |
Январь |
Руководители методобъединений |
12 |
Эффективность использования компьютерных технологий при созданий, анализе и сопровождении документов школьного методобъединения |
В течение учебного года |
Руководители методобъединений |
13 |
Проблемы использования современных инновационных методик в курсе математики: компьютерное тестирование, эффективное использование электронных мультимедийных учебников, методы решения логических задач, изучение языков программирования |
Февраль |
А.С.Хадагатле, С.М.Тугуз |
14 |
Изучение опыта организации методической работы в общеобразовательных школах России (по материалам Web-ресурсов интернета) |
В течение учебного года |
А.С.Хадагатле |
15 |
Мониторинг подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ по математике |
Март |
С.М.Тугуз |
16 |
Анализ методики проведения лабораторных и экспериментальных работ по физике. Практическая направленность изучения физики в общеобразовательной школе. |
Март |
С.М.Тугуз, И.Ч.Сахтарьек |
17 |
Совершенствование и апробирование новых методов промежуточного контроля знаний учащихся |
Март |
Руководители методобъединений |
18 |
Использование математического моделирования в информатике |
Март |
А.С.Хадагатле |
19 |
Подготовка к итоговой аттестации учащихся выпускных классов |
Апрель |
А.С.Хадагатле, Н.М.Чич, Э.Г.Джандар |
20 |
Использование опорного конспекта по литературе - семинар. |
Ноябрь |
Джандар Э.Г. |
21 |
Использование компьютера на уроках русского языка – обмен опытом. |
Декабрь |
Наниз З.З. |
22 |
Семинар «Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательной мотивации детей». |
Февраль |
Чич М.Н. |
23 |
Ролевая игра на уроках русского языка и литературы – семинар. |
Апрель |
Чич Н.М. |
24 |
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. |
Февраль |
Тлехуч С.Д. |
25 |
Открытый урок по литературе в 9 классе. |
Ноябрь |
Жачемук М.А. |
26 |
Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Литературная гостиная». |
Декабрь |
Джандар Э.Г. |
27 |
Открытый урок по русскому языку в 8 классе. |
Март |
Чесебиева Т.Х. |
28 |
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе. |
Январь |
Дагамук Э.Е. |
29 |
Утверждение плана методической работы на базе опорной школы. Обсуждение новинок методической литературы |
Сентябрь |
Ещук С.А. |
30 |
Круглый стол «Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению». |
Декабрь |
Удычак Г.А. |
31 |
Экологическое образование учащихся на уроках и во внеклассной работе. Обмен опытом. |
Январь |
Хуаз Н.К. |
32 |
Памятка для работы над ошибками. (Консультация). |
Февраль |
Ещук С.А. |
33 |
О тестовых заданиях для начальной школы. (Консультация). |
Март |
Заремук С.К. |
34 |
Задания для проведения олимпиад по русскому языку. (Методическая копилка). |
Апрель |
Гуатыж Н.К. |
35 |
Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах. Обмен опытом. |
Май |
Кат С.К. |
36 |
Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прямоугольник» |
30 ноября |
Панеш Ф.А. |
37 |
Открытое внеклассное мероприятие в 3 классе «Марафон здоровья» |
16 февраля |
Хацац С.В. |
38 |
Открытый интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства. |
13 марта |
Чич Д.Ю. |
39 |
Открытое внеклассное мероприятие «Прощание с букварём». |
27 апреля |
Хуаз Н.К. Ещук С.А. |
График открытых уроков
№ |
ФИО |
Учебный предмет |
Класс |
Дата |
Тема урока |
Формы проведения урока |
1 |
А.С.Хадагатле |
информатика |
10 |
ноябрь |
Исследование алгоритмических структур в языках программирования |
Открытый урок |
2 |
С,М.Тугуз |
математика |
11 |
декабрь |
Использование компьютерных технологий на уроках математики |
Открытый урок |
3 |
И.Ч.Сактарьек |
физика |
11 |
апрель |
Экологические проблемы использования атомной энергии |
Открытый урок |
Номенклатура документов школьного методического объединения
1. Приказ об открытии методобъединения.
2. Приказ о назначении на должность руководителя методобъединения.
3. Положение о школьном методобъединении.
4. Функциональные обязанности учителя методобъединения.
5. Анализ работы школьного методобъединения за прошедший учебный год.
6. Тема методической работы методобъединения, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
7. План работы методобъединения на текущий учебный год.
8. План – сетка работы методобъединения на каждый месяц.
9. База данных об учителях методобъединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, награды, звания, домашний телефон).
10. Сведения о темах самообразования учителей методобъединения.
11. Протоколы заседания методобъединения.
12. Графики проведений совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в методобъединении.
13. График прохождения аттестации учителей методобъединения.
14. График повышения квалификации учителей методобъединения на текущий учебный год.
15. График проведения контрольных работ (по четвертям).
16. График административных контрольных работ.
17. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями методобъединения.
18. Сведения о профессиональных потребностях учителей методобъединения.
19. План проведения предметной недели.
20. Информация об учебных программах и их учебно – методическому обеспечению по предмету.
21. Календарно – тематическое планирование учителей методобъединения.
22. Отчет об участии / проведении районных семинаров.
23. План – сетка (по месяцам) использования компьютерных технологии в учебных занятиях.
24. План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами.
Функциональные обязанности учителей методических объединений.
1. Общие положения.
Функциональные обязанности разработаны на основе тарификационно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1288 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда от 17 августа 1995г. №46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации деятельности методического объединения, действующие в данном образовательном учреждении.
2. Основными направлениями деятельности учителя в методическом объединении являются:
§ Участие в методической и информационной работе методического объединения.
§ Участие в заседаниях методических объединения, научно-методических семинарах, школах передового опыта и т.д.
§ Участие в работе по научно- методическому обеспечению содержания преподаваемого предмета, курса, факультатива и т.п.
§ Разработка необходимого психолого-педагогического инструментария по вопросам диагностики, прогнозирования, планирования преподования учебных предметов.
§ Самообобщение опыта и организация его распространения среди членов методического объединения.
§ Подготовка творческих отчетов по наиболее продуктивным методам обучения, воспитания, развития, используемых в учебном процессе.
§ Оказание помощи молодым учителям, участвующих в работе методического объединения (в том числе и через проведение открытых уроков).
§ Проведение консультации для педагогов школы по актуальным проблемам методики преподования предмета.
§ Участие вместе с администрацией школы в подготовке учителей к аттестации.
§ Проведение научно-практических конференций для учителей и учащихся школ (по заданию МО).
3. Обязанности учителя – члена методобъединения.
§ Создает Банк тестов, диагностик, внеурочных разработок, инновационных технологий, способствующих улучшению качества образования.
§ Ведет картотеку передового педагогического опыта по преподаваемому предмету, готовит методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, методике преподавании предмета, воспитанию школьников.
§ Внедряет инновационные технологии, участвует в организации и проведении школьных, районных экспериментов, занимается самообразованием.
§ Разрабатывает тексты для проведения школьных предметных олимпиад.
4. Права
Учитель, член МО, имеет право в пределах своей компетенции:
§ Принимать участие в работе методического объединения и методического совета школы.
§ Разрабатывать и создавать методические рекомендации, касающихся вопросов образования, воспитания и развития и не противоречащих действующему законодательству.
§ Вносить предложения по совершенствованию работы МО.
§ Участвовать только в одной форме методического объединения
Положение о Методическом Совете
I.Общая часть
1.1. Методсовет – это педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий формированию творческого подхода к педагогической деятельности.
1.2. Методсовет, является консилиумом опытных педагогов-профессионалов, оказывает компетентное управленческое воздействие на важнейшие блоки учебно-воспитательного процесса, анализирует его развитие, разрабатывает на этой основе рекомендации по совершенствованию методики обучения и воспитания.
1.3. Методсовет способствует возникновению педагогической инициативы (новаторские методики обучения и воспитания, новые технологии внутришкольного управления и т.д) и осуществляет дальнейшее управление по развитию данной инициативы.
1.4. Данное положение является внутришкольным нормативным актом, который утверждает педагогический совет школы.
II. Цели и задачи методсовета
2.1. Определять и формулировать приоритетные и стартовые педагогические проблемы, способствовать консолидации творческих усилий всего педагогического коллектива для их успешного разрешения.
2.2. Осуществлять стратегическое планирование методической работы школы.
2.3. Способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителей.
2.4. Способствовать формированию педагогического самосознания учителя как педагога организатора учебно-воспитательного процесса, строящего педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества.
2.5. Способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки учителя:
§ научно-теоретической;
§ методической;
§ навыков научно-исследовательской работы;
§ приемов педагогического мастерства.
III. Обязанности и права членов методсовета школы
Осуществлять экспертную оценку предлагаемых для внедрения в школе педагогических инноваций, оказывать необходимую методическую помощь при их реализации.
3.1. Участвовать в аттестации педагогических работников.
3.2. Принимать активное участие в подготовке и проведении заседаний педсовета с последующим контролем за выполнением его решений.
3.3. Предлагать педсовету годовую тематику заседаний и кандидатуры сменных председателей педсовета.
3.4. Предлагать администрации и совету школы кандидатуры педагогов, заслуживающих различных поощрения.
3.5. Оказывать методическую помощь молодым специалистам, анализировать их уроки при посещении.
3.6. Участвовать в составлении гласного графика внутришкольного контроля, составить для этого необходимый методический инструментарий.
IV. Состав и организационная структура методсовета.
4.1. В состав методсовета школы входят представители педагогических работников школы:
§ руководители предметных методических объединений, избираемые учителями предметниками из числа наиболее квалифицированных педагогов и сроком на 1 год. В этом случае необходимость руководитель методобъединения может избираться на повторный срок; избранные кандидатуры утверждает педсовет школы;
§ председатели временных и постоянных творческо-инициативных групп, разрабатывающих узловые педагогические проблемы, актуальные для школы.
4.2. Методовет при необходимости создает временные творческо-инициативные группы по различным направлениям методической работы, кооперируя председателей данных групп в состав методсовета.
4.3. Председатель метосовета избирается тайным голосованием членами педагогического коллектива на педсовете сроком на один год.
V. Взаимодействие методсовета школы с органами внутришкольного управления
Методсовет и администрация.
5.1. Администрация школы создает благоприятные условия для эффективной деятельности методсовета, содействует выполнению его решений, укрепляет авторитет в педагогическом коллективе.
5.2. Администрация содействует повышению управленческой компетентности членов методсовета.
5.3. В случае возникновения разногласий между администрацией и методсоветом спорный вопрос выносится на педсовет, решение которого является окончательным.
5.4. Методсовет оказывает помощь администрации в управлении методической работой, в создании творческой обстановки в педагогическом коллективе.
Методсовет и Педагогический совет.
Методсовет школы отчитывается в своей работе пред педсоветом, который:
§ избирает прямым тайным голосованием председателя методсовета;
§ при необходимости досрочно выводит членов методсовета из его состава или проводит довыборы;
§ утверждает основные направления работы методсовета;
§ заслушивает и оценивает ежегодный отчет председателя методсовета о проделанной работе;
§ при необходимости заслушивает и оценивает отчет методсовета об их участии в работе методсовета.
VI. Методсовет оказывает помощь инициативно-творческим группам при подготовке, проведении педсовета и выполнении его решений.
Методсовет и совет школы.
1. Совет школы при возникновении вопросов, входящих в компетенцию методсовета, ставит их перед методсоветом.
2. Совет школы содействует выполнению решений методсовета, оказывая всестороннюю поддержку и помощь.
3. Методсовет оказывает совету школы компетентную помощь в решении вопросов, требующих высокого уровня педагогической компетентности.
Организация работы методсовета школы.
6.1. Методсовет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета интересов всех членов педагогического коллектива.
6.2. Все заседания методсовета объявляются открытыми, на них может присутствовать любой педагог с правом совещательного голоса.
6.3. Заседания методсовета проходят по мере надобностию
6.4. Заседание методсовета считается правомочным при наличии не менее двух третей членов методсовета(кворум)
6.5. Решения методсовета принимаются в соответствии с существующим законодательством и могут быть обжалованы на педагогическом совете школы.
6.6. На рассмотрение методсовета могут быть вынесены вопросы, поставленные педагогом, если за его рассмотрение проголосовали не менее половины присутствующих членов методсовета.
6.7. Методсовет регулярно информирует педагогический коллектив о своей деятельности, о принятых решениях.
6.8. Решение методсовета в случае юридической необходимости дублируется приказом по школе.
6.9. В случае необходимости решения методсовета могут приниматься тайным голосованием.
о методическом дне педагогического работника МОУ СОШ №1
1. Общие положения.
1.1.Педагогическим работникам школы на основании коллективного договора предоставляется методический день.
1.2.Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима школы, не создающей перегрузки учащихся.
1.3.Цель предоставления методического дня — создание необходимых условий для повышения педагогического мастерства, совершенствование методической подготовки учителя.
1.4.Методический день не является дополнительным выходным днем.
2. Режим методического дня.
2.1. В методический день учителя занимаются самообразованием:
§ изучением законодательных актов и нормативных документов по вопросам образования и воспитания;
§ работой по тематическому планированию по проблеме школы;
§ овладением конкретными педагогическими технологиями, адаптацией их к своим условиям;
§ изучением передового педагогического опыта;
§ знакомством с новинками научно-педагогической литературы;
§ разработкой методических материалов по своему предмету, а также по внеклассной работе;
§ разработкой индивидуальных планов для учащихся;
§ посещают библиотеки, лекции специалистов, работают в методическом кабинете.
2.2.Педагогические работники школы представляют заместителю директора по учебно-воспитательной работе примерный план разработки методических материалов и предполагаемые результаты по темам самообразования (согласованные с методическим объединением учителей-предметников).
2.3. Обязанности учителя-предметника в методический день:
§ присутствовать и (или) участвовать в работе всех общественных, заранее запланированных мероприятий в школе и вне ее;
§ при необходимости заменять болеющих учителей;
§ быть на дежурстве в школе вместе со своим классом.
3. Контроль за соблюдением режима методического дня.
Контроль за соблюдением режима методического дня осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе,
3.1.Контролирует работу учителей по самообразованию.
3.2.Дает индивидуальные рекомендации учителям по темам их самообразования.
3.3.Организует и проводит методические недели, теоретические и практические семинары.
3.4.Осуществляет помощь в составлении индивидуальных программ самообразования.
Организует и проводит диагностику результатов работы учителей и повышения их мастерства.
Дидактические требования к современному уроку
Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи.
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
(Методические рекомендации)
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если учащиеся не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:
1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли учащиеся к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;
2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;
3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли учащиеся к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону урока:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы учащиеся прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.
Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя уроки, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Положение о школьном методическом объединении.
I. Общие положения
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному предмету или образовательным областям.
Методическое объединение организуется при наличии менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического могут входить учителя смежных и обеспечивающих дисциплин.
В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п.
Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательным учреждением задач и утверждается приказом директора МОУ.
Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором образовательного учреждения по представлению заместителя директора по учебно-методической работе.
Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.
По вопросам внутреннего распорядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами(контрактами).
II. Задачи и содержание деятельности методического объединения
Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:
§ Организация повышения квалификации учителей;
§ Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
§ Выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;
§ Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности;
§ Совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
§ Проведение педагогических экспериментов;
§ Утверждение индивидуальных планов работы по предмету, анализ авторских программ, методик;
§ Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах, аттестационных материала для выпускных классов (для устных экзаменов);
§ Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;
§ Взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
§ организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;
§ Изучение передового педагогического опыта;
§ Организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экпериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
§ Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
§ Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
§ Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т.д.);
§ Ознакомление с методическими разработками по предмету; анализ методов преподавания предмета;
§ Отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работ на курсах повышения квалификации в институтах(университетах);
§ Организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов;
§ Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся;
§ Укрепление материальной базы кабинетов;
III. Основные формы работы в методическом объединении:
§ Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
§ Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
§ Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
§ Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
§ Проведение предметных и методических недель;
§ Взаимопосещение уроков;
§ Организационно-деятельностные игры;
§ Другие;
IV. Порядок работы
Возглавляет работу методического объединения председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее педагогов по согласованию с членами методического объединения.
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УМР и утверждается директором школы.
Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть.
О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора по УМР. По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируется в журнале протоколов, рекомендации подписываются председателем методического объединения.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей(учителей).
Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителем по учебно-методической работе в соответствии с планом методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором образовательного учреждения.
V. Документация методического объединения.
Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы:
§ Приказ об открытии МО;
§ Приказ о назначении на должность председателя МО;
§ Положение о МО;
§ Функциональные обязанности учителей МО;
§ Анализ работы за прошедший год;
§ Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
§ План работы МО на текущий учебный год;
§ План-сетка работы МО на каждый месяц;
§ Банк данных об учителях МО: количественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звания, домашний телефон).
§ Сведения о темах самообразования учителей МО.
§ График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в МО.
§ Перспективный план аттестации учителей МО;
§ Перспективный план повышения квалификации учителей МО;
§ График прохождения аттестации учителей на текущий год.
§ График повышения квалификации учителей МО на текущий год;
§ График проведения контрольных работ (вносят сами учителя или председатель МО);
§ График административных контрольных работ на четверть;
§ График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО;
§ Адреса педагогического опыта;
§ Сведения о профессиональных потребностях учителей МО;
§ План проведения методической недели;
§ Программы (авторские по предмету, факультативов, кружков);
§ Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету;
§ Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету).
§ План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
§ План проведения предметной недели;
§ Результаты внутришкольного контроля (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика)4
§ Протоколы заседаний МО;
VI. Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
§ Готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;
§ Выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе, ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленным в методическом объединении, ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
§ Рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся;
§ Вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
§ Выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсе «Учитель года»
Положение о конфликтной комиссии
1. Общие положения
Конфликтная комиссия образовательного учреждения создается для решения спорных вопросов, относящихся к образовательному процессу, оценке знаний обучающихся.
Конфликтная комиссия назначается решением совета образовательного учреждения на период экзаменов; число членов комиссии нечетное, не менее трех человек; председатель комиссии назначается директором образовательного учреждения.
Конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании".Типовым положением о данном типе образовательного учреждения, Уставом и локальными актами образовательного учреждения, государственными образовательными стандартами.
Комиссия рассматривает вопросы организации обучения по индивидуальному плану, программе; разрешает конфликтные ситуации, связанные с введением зачетной системы оценки знаний; рассматривает вопросы об объективности оценки знаний по предмету за текущий год, во время промежуточной или итоговой аттестации, устных выпускных экзаменов / для разрешения конфликтных ситуаций на письменных выпускных экзаменах создается апелляционная комиссия при муниципальном или областном органе управления образования .
2. КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИМЕЕТ ПРАВО:
Принимать к рассмотрению заявление любого участника образовательного процесса при несогласии с решением или действием администрации, учителя, классного руководителя, обучающегося.
Принимать решение по каждому спорному вопросу, относящемуся к ее компетенции. Обжалование принятого решения возможно в муниципальном отделе управления образования.
Формировать предметную комиссию для решения вопроса об объективности выставления отметки за знания обучающегося / решение принимается в течении трех дней с момента поступления заявления, если срок ответа
не оговорен дополнительно заявителем .
Запрашивать дополнительно документацию, материалы для проведения самостоятельного изучения вопроса.
Рекомендовать, приостанавливать или отменять ранее принятое решение на основании проведенного изучения при согласии конфликтующих сторон.
Рекомендовать изменения в локальных актах образовательного учреждения с целью демократизации основ управления или расширение прав обучающихся.
З.ЧЛЕНЫ КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ ОБЯЗАНЫ:
Присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Принимать активное участие в рассмотрении поданных заявлении.
Принимать решение по заявленному вопросу открытым голосованием /решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссий при присутствии не менее двух третей ее членов/.
Принимать своевременное решение в установленные сроки рассмотрения заявления.
Давать обоснованные ответы заявителям в устной или письменной форме в . соответствии с их положениями.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ
Заседания конфликтной комиссии оформляются протоколом. Назначение членов комиссии и её преподавателя оформляется приказом по образовательному учреждению.
Протоколы заседании конфликтной комиссии сдаются вместе с отчетом за учебный год совету образовательного учреждения и хранятся в документах совета три года.
Примечание: данное Положение утверждается на совете образовательного учреждения или на педагогическом совете, срок его действия не устанавливается.
Персональный состав Методического Совета МОУ СОШ №1 а.Понежукай
1. З.А.Хабаху – директор МОУ СОШ №1
2. А.С.Хадагатле – зам.директора по УМР и ИКТ, руководитель методсовета
3. Н.М.Чич – зам.директора по УВР
4. Э.Г.Джандар – зам.директора по УВР
5. Р.К.Блягоз –зам.директора по ВР
6. Наниз М.Р. – руководитель МО учителей русского языка и литературы.
7. Нехай Ш.Ю. – руководитель МО учителей адыгейского языка и литературы
8. Тугуз С.М. – руководитель МО учителей математики и физик
9. Ещук С.А. – руководитель МО учителей начальных классов
10. Ехутль Г.М. – руководитель МО учителей естественных наук
11. Наниз З.З. – руководитель МО классных руководителей
12. Кушу С.К. – руководитель МО учителей иностранного языка
13. Тлехурай У.Ш – руководитель МО учителей истории, обществознания, права
14. Хатхоху Ф.З. – руководитель МО учителей технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО, музыки.
Администрация муниципального образования «Теучежский район»
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукай
Утверждаю:
Заведующая районным методическим кабинетом
М.А. Вайкок
работы опорной школы
на 2010-2011 учебный год
Паспорт опорной школы
1.Сведения о руководителях школы
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Образование |
Специальность |
Награды, звания |
Курсы |
1 |
Хабаху Зарема Аслановна |
1972 |
высшее |
Учитель химии и биологии |
Почётный работник общего образования РФ |
2002 г. (как учитель) |
2 |
Чич Нюра Мухарбиевна |
1947 |
высшее |
Учитель русского языка и литературы |
Учитель - методист, отличник народного образования |
2006 г. |
3 |
Джандар Эмма Гиссовна |
1958 |
высшее |
Учитель русского языка и литературы |
Почётный работник общего образования РФ |
2004 г. (как учитель) |
4 |
Блягоз Рима Казбековна |
1968 |
высшее |
Учитель истории и правоведения |
Почётная грамота Госсовета-Хасэ РА |
2006 г. |
5 |
Хадагатль Азмет Сагидович |
1968 |
высшее |
Учитель математики и информатики |
Почётная грамота МО и Н РА |
2006 г. (как учитель) |
2. Сведения о педкадрах
Всего учителей – 58
С высшим образованием – 50
Со средним специальным – 2
С незаконченным высшим –2
Старших учителей – 4
Учителей – методистов – 2
Отличников народного образования – 3
Почётных работников общего образования РФ – 7
С высшей категорией – 22
С первой категорией – 26
Со второй категорией – 7
3. Характеристика школы
Количество класс – комплектов – 28
Начальных классов – 9
Количество учащихся – 420
Режим работы школы
Школа занимается в одну смену.
Начало занятий – 8 ч.30 мин.
Уроки по 40 мин., большая перемена – 30 мин.
4. Характеристика учебно-материальной базы школы
Здание типовое на 834 места
Учебных кабинетов – 34
Спортивных залов – 2
Компьютерный класс – 1
Медицинский кабинет – 1
Столовая на 200 мест
Актовый зал – 1
Книг и учебников в библиотеке – 21913
5. Распределение обязанностей
Хабаху З.А. – директор – планирование и организация работы опорной школы.
Чич Н.М. – зам. директора по УВР – руководство учебным процессом (русский язык и литература, адыгейский язык и литература).
Джандар Э.Г. – зам. директора по УВР – руководство учебным процессом в начальных классах, распространение передового опыта учителей.
Блягоз Р.К. – зам. директора по ВР – организация внеклассной и внешкольной работы, руководство учебным процессом (история, обществознание).
Хадагатль А.С. – зам. директора по учебно-методической работе и информатизации – организация методической работы, информатизация образовательного процесса, внедрение инновационных технологий.
Состав методического Совета школы
1. Хабаху Зарема Аслановна – директор
2. Чич Нюра Мухарбиевна – зам.директора по УВР
3. Джандар Эмма Гиссовна – зам. директора по УВР
4. Блягоз Рима Казбековна – зам. директора по ВР
5. Хадагатль Азмет Сагидович – зам. директора по учебно-методической работе и информатизации
6. Наниз Мариет Рашидовна – руководитель МО учителей русского языка и литературы
7. Нехай Шамсет Юсуфовна - руководитель МО учителей адыгейского языка, литературы и этнокультуры
8. Кушу Саида Кимовна - руководитель МО учителей иностранного языка
9. Тугуз Саида Муссовна - руководитель МО учителей математики, физики и информатики
10. Ехутль Гошсим Махмудовна - руководитель МО учителей биологии, химии и географии
11. Тлехурай Услана Шабановна - руководитель МО учителей истории и обществознания
12. Хатхоху Фатима Заурбиевна - руководитель МО учителей технологии, ОБЖ и физкультуры
13. Наниз Зуриет Заурбиевна - руководитель МО классных руководителей 5-11 классов
14. Ещук Сусанна Абубачировна - руководитель МО учителей начальных классов
План
работы опорной школы по русскому языку и литературе
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Использование опорного конспекта по литературе - семинар. |
Ноябрь |
Джандар Э.Г. |
2 |
Использование компьютера на уроках русского языка – обмен опытом. |
Декабрь |
Наниз З.З. |
3 |
Семинар «Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательной мотивации детей». |
Февраль |
Чич М.Н. |
4 |
Ролевая игра на уроках русского языка и литературы – семинар. |
Апрель |
Чич Н.М. |
5 |
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. |
Февраль |
Тлехуч С.Д. |
6 |
Открытый урок по литературе в 9 классе. |
Ноябрь |
Жачемук М.А. |
7 |
Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Литературная гостиная». |
Декабрь |
Джандар Э.Г. |
8 |
Открытый урок по русскому языку в 8 классе. |
Март |
Чесебиева Т.Х. |
9 |
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе. |
Январь |
Дагамук Э.Е. |
План
работы опорной школы по информационным технологиям
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации в сфере школьного образования, современных инновационных методик преподавания. |
Сентябрь |
Хадагатль А.С. |
2 |
Семинар «Проблемы использования компьютерных технологий в преподавании предметов естественно – математического цикла». |
Октябрь |
Хадагатль А.С. |
3 |
Семинар «Проблемы использования компьютерных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла». |
Апрель |
Хадагатль А.С. |
4 |
Практический семинар по проблеме эффективного использования Интернет – ресурсов для совершенствования механизмов управления современным образовательным процессом. |
Февраль |
Хадагатль А.С. |
5 |
Использование технологии компьютерного тестирования при подготовке к ЕГЭ. |
В течение года |
Хадагатль А.С. Тугуз С.М. |
6 |
Открытый урок для учителей района «Использование компьютерных технологий на уроках математики» |
декабрь |
Тугуз С.М. |
7 |
Открытое мероприятие по физике для учителей района «Компьютерный эксперимент как эффективное средство исследования физических явлений в курсе школьной физики». |
январь |
Сахтарьёк И.Ч. |
8 |
Семинар « Эффективное использование в учебном процессе электронных мультимедийных учебников». |
Март |
Хадагатль А.С. |
9 |
Семинар – практикум «Изучение опыта организации методической работы в общеобразоватеьных учреждениях по материалам web – ресурсов Интернета» |
Ноябрь |
Хадагатль А.С. |
План
работы опорной школы по начальным классам
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1
|
Утверждение плана методической работы на базе опорной школы. Обсуждение новинок методической литературы |
Сентябрь |
Ещук С.А. |
2 |
Круглый стол «Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению». |
Декабрь |
Удычак Г.А. |
3 |
Экологическое образование учащихся на уроках и во внеклассной работе. Обмен опытом. |
Январь |
Хуаз Н.К. |
4 |
Памятка для работы над ошибками. (Консультация). |
Февраль |
Ещук С.А. |
5 |
О тестовых заданиях для начальной школы. (Консультация). |
Март |
Заремук С.К. |
6 |
Задания для проведения олимпиад по русскому языку.(Методическая копилка). |
Апрель |
Гуатыж Н.К. |
7 |
Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах. Обмен опытом. |
Май |
Кат С.К. |
8 |
Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прямоугольник» |
30 ноября |
Панеш Ф.А. |
9 |
Открытое внеклассное мероприятие в 3 классе «Марафон здоровья» |
16 февраля |
Хацац С.В. |
10 |
Открытый интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства. |
13 марта |
Чич Д.Ю. |
11 |
Открытое внеклассное мероприятие «Прощание с букварём». |
27 апреля |
Хуаз Н.К. Ещук С.А. |
График открытых уроков
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. |
Февраль |
Тлехуч С.Д. |
2 |
Открытый урок по литературе в 9 классе. |
Ноябрь |
Жачемук М.А. |
3 |
Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Литературная гостиная». |
Декабрь |
Джандар Э.Г. |
4 |
Открытый урок по русскому языку в 8 классе. |
Март |
Чесебиева Т.Х. |
5 |
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе. |
Январь |
Дагамук Э.Е. |
6 |
Открытый урок для учителей района «Использование компьютерных технологий на уроках математики» |
декабрь |
Тугуз С.М. |
7 |
Открытое мероприятие по физике для учителей района «Компьютерный эксперимент как эффективное средство исследования физических явлений в курсе школьной физики». |
январь |
Сахтарьёк И.Ч. |
8 |
Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прямоугольник» |
30 ноября |
Панеш Ф.А. |
9 |
Открытое внеклассное мероприятие в 3 классе «Марафон здоровья» |
16 февраля |
Хацац С.В. |
10 |
Открытый интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства. |
13 марта |
Чич Д.Ю. |
11 |
Открытое внеклассное мероприятие «Прощание с букварём». |
27 апреля |
Хуаз Н.К. Ещук С.А. |
о формах и видах внутришкольного контроля
1. Общие положения
Под внутришкольным контролем понимается анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса.
2. Цели и задачи
2.1. Цель внутришкольного контроля — получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении и своевременно внести коррективы в ход учебно-воспитательного процесса.
2.2. Основными задачами внутришкольного контроля являются:
— периодическая проверка выполнения учебных программ по предмету, спецкурсу;
— систематический контроль результатов преподавания учебных дисциплин, соблюдения учителями научно обоснованных требований к реализации содержания образования;
— поэтапный контроль процессов усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками, выявления уровня их развития, владения методами самостоятельного приобретения необходимой информации;
— оказание помощи учителям в организации учебно-воспитательной работы;
— изучение опыта работы педагогов;
— постоянная проверка исполнения различных планов работы школы, принимаемых управленческих решений.
3. Требования к внутришкольному контролю и права проверяемых педагогических работников.
3.1. Внутришкольный контроль носит плановый, систематический и целенаправленный характер. Оно должно быть многоаспектным и вместе с тем дифференцированным. К осуществлению внутришкольного контроля необходимо привлекать квалифицированные управленческие и педагогические кадры.
3.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
— знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
— знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
— своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
— обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
4. Алгоритм осуществления внутришкольного контроля.
1. Составляется единый план проверки состояния дел во всех структурных подразделениях (по всем направлениям работы) общеобразовательного учреждения.
4.2. Ответственный за проведение проверки составляет план-задание по инспектированию должностного лица, утверждает его у руководителя общеобразовательного учреждения. План-задание устанавливает специфические особенности проверки. Оно должно обеспечить достаточную информированность проверяющего.
4.3. По итогам проверки составляется итоговый документ (справка или доклад). Он должен отражать:
— основание проверки (план работы школы, приказ, распоряжение и т.д.);
— источники получения информации (анкеты, перечень рассмотренных документов, контрольные срезы и т.д.);
— количество посещенных уроков, лекций, семинаров, практических занятий;
— информацию по вопросам, поставленным в плане-задании;
— выводы и предложения по итогам проверки.
5. Формы и виды внутришкольного контроля.
5.1. Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:
— индивидуально-личной (представитель администрации проверяет тот или иной участок работы);
— коллективной (контроль осуществляет группа проверяющих).
5.2. С целью более глубокого изучения состояния процессов обучения и воспитания школьников используются следующие виды контроля:
— предварительный;
— личностно профессиональный;
— тематический;
— классно-обобщающий;
— комплексный.
5.2.1. Целью предварительного контроля является предупреждение возможных ошибок в работе учителя и оказание содействия росту эффективности его труда.
5.2.2. Личностно профессиональный контроль.
Данный вид контроля имеет целью проверку деятельность одного учителя или группы педагогов по достаточно конкретному вопросу (например, поурочное планирование работы учителя, качество и результативность обучения по той или иной теме и т.д.).
При осуществлении личностно профессионального контроля проверяющий имеет право:
— знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника, учебными программами (например, с тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя);
— проводить экспертизу педагогической деятельности, мониторинг результатов образовательного процесса с последующим анализом полученной информации.
По результатам личностно профессионального контроля деятельности учителя оформляется справка.
5.2.3. Тематический контроль
Цель этого вида контроля — мобилизовать педагога или педагогический коллектив на решение определенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам решаются недостаточно успешно. Тематический контроль может осуществляться по таким проблемам, как индивидуализация и дифференциация обучения, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизация познавательной деятельности учащихся и другим вопросам. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития и планом работы школы, анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, его заместителях, заседаниях методических объединений.
5.2.4. Классно-обобщающий контроль.
Классно-обобщающий контроль имеет целью выяснение воздействия разных учителей на учащихся одного класса. Он позволяет методом сравнения определить глубину этого воздействия. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или на параллели классов. В его ходе проверяющий изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы, включающий в себя:
— деятельность всех учителей в одном классе (на одной параллели);
— включение учащихся в познавательную деятельность;
— привитие интереса к знаниям;
— сотрудничество учителей и учеников;
— психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа работы школы по итогам учебного года. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в классах (на параллели классов). По результатам классно-обобщающего контроля проводятся малые педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
5.2.5. Комплексный контроль
Цель комплексного контроля — получить значительный объем информации по заявленной проблематике и на этой основе провести многоаспектный анализ состояния дел по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля определяется группа проверяющих, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей. Члены группы должны четко определить цели, задачи проверки, разработать ее план, распределить между собой обязанности. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки и формы отчетности. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала. По результатам комплексной проверки готовится справка, проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.
6. Способы сбора информации в процессе внутришкольного контроля.
6.1. В процессе внутришкольного контроля используются различные способы сбора информации:
— беседа;
— наблюдение;
— изучение документации;
— устные и письменные опросы;
— срезы знаний;
— тестирование;
— анкетирование.
Для оценки глубины усвоения наиболее важных тем учебных программ, сформированности общеучебных умений, навыков проводятся административные срезы знаний и годовые контрольные работы. Годовые контрольные работы проводятся по единому графику, утвержденному директором школы. График проведения годовых контрольных работ доводится до сведения учителей, учащихся и их родителей не позже чем за две недели до их проведения.