Подготовка к ЕГЭ.
Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развёрнутые, рассказать маме, другу – любому, кто захочет слушать.
Если в какой-то момент подготовки к экзамену вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы знаете, дайте себе отчёт в том, где вы находитесь, и сколько вам ещё предстоит, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.
Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому языку) – в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
Избежание неудачи.
1. Обычно игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
2. Мало настойчивы в достижении поставленных целей. Выбирают наиболее лёгкие и наиболее трудные задачи.
3. Обращаются к анализу способностей только в случае неудачи. Свой успех склонны объяснять случайным течением обстоятельств.
4. Склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку.
Умение владеть собой.
При подготовке к экзаменам, особенно на
последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над
собой. Причин тому, как минимум две: тревога по поводу неизвестной ситуации;
слишком высокая или слишком низкая мотивированность. Ожидание неблагополучного
развития событий – проявление тревожности. Чаще всего она у учащихся с
завышенным уровнем притязаний или чрезмерно низкой самооценкой. Особо тревожные
дети чрезмерно эмоционально реагируют на сообщения о неудаче, хуже работают в
стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение
задачи. У них боязнь неудачи доминирует над стремлением достижения успеха.
Поэтому они воспринимают и оценивают многие объективно:
безопасные ситуации как негативные. У низко тревожных учащихся преобладает
мотивация к достижению успеха.
Выделим наиболее яркие, характерные черты этих двух типов.
«Я ничего не помню, я не сдам экзамен!..» Как часто слышат эти слова и родители, и учителя. Экзамен, по мнению психологов, - стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. Как учащимся вести себя в подобных ситуациях? Чтобы грамотно подготовиться к стрессу, связанному с проверкой знаний, надо знать составляющие успеха:
- умение владеть собой;
- знание материала;
- логика построения ответа;
- общение с преподавателем или аудиторией.
Накануне экзамена.
Во время экзамена.
Как вести себя на экзамене?
Вот несколько полезных советов.
1. После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.
2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.
3. Выполняйте задания в том порядке, в котором они доны, так как они расположены по нарастанию трудности.
4. Для экономии времени пропускайте задание, которые не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время.
5. Разумно используйте черновик.
6. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий даётся 1 или более баллов.
7. Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа.
Достижение успеха.
1. Способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи.
2. Проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Предпочитают задачи средней или слегка повышенной степени трудности учащихся: достигающих успеха и избегающих неудачи.
3. При объяснении результатов деятельности чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям. Случайными стеченьями обстоятельств объясняют свою неудачу.
4. Правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.