Советы школьного психолога

[Домой]  [Назад

Âèçèòêà øêîëû                                                                                                                       

Àäìèíèñòðàöèÿ øêîëû

Èíôîðìàöèîííî-êîììóíèêàöèîííûå òåõíîëîãèè                    

Íîðìàòèâíî-ïðàâîâûå äîêóìåíòû

Ìåòîäè÷åñêàÿ ðàáîòà

Ïðèêàçû ïî øêîëå

Âîñïèòàòåëüíàÿ ðàáîòà

Òâîð÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ

Ñïîðòèâíàÿ æèçíü øêîëû

                                      Подготовка к ЕГЭ.

 

При подготовке к ЕГЭ  полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ чётким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.

Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развёрнутые, рассказать маме, другу – любому, кто захочет слушать.

 

Если в какой-то момент подготовки к экзамену вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы знаете, дайте себе отчёт в том, где вы находитесь, и сколько вам ещё предстоит, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.

 

Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

 

Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому языку) – в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

 

 Избежание неудачи.

 1. Обычно игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

 2.  Мало настойчивы в достижении поставленных целей. Выбирают наиболее лёгкие и наиболее трудные задачи.

 3.  Обращаются к анализу способностей только в случае неудачи. Свой успех склонны объяснять случайным течением обстоятельств.

 4. Склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку.

 Умение владеть собой.

 При подготовке к экзаменам, особенно на последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой. Причин тому, как минимум две: тревога по поводу неизвестной ситуации; слишком высокая или слишком низкая мотивированность. Ожидание неблагополучного развития событий – проявление тревожности. Чаще всего она у учащихся с завышенным уровнем притязаний или чрезмерно низкой самооценкой. Особо тревожные дети чрезмерно эмоционально реагируют на сообщения о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведённого на решение задачи. У них боязнь неудачи доминирует над стремлением достижения успеха. Поэтому они воспринимают и оценивают многие объективно:
безопасные ситуации как негативные. У низко тревожных учащихся преобладает мотивация к достижению успеха.

 Выделим наиболее яркие, характерные черты этих двух типов.

 «Я ничего не помню, я не сдам экзамен!..» Как часто слышат эти слова и родители, и учителя. Экзамен, по мнению психологов, - стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. Как учащимся вести себя в подобных ситуациях? Чтобы грамотно подготовиться к стрессу, связанному с проверкой знаний, надо знать составляющие успеха:

 -        умение владеть собой;

    - знание материала;

-        логика построения ответа;

-        общение с преподавателем или аудиторией.

  

Накануне экзамена.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чём вы чувствуете затруднение. Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот получили пакет с заданиями ЕГЭ, готовитесь, выполняете задания на черновике (кстати, его надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги; т.е. всё, что можно, вычисляйте в уме – по математике, например), переписывайте на чистовик, проверяете, сдаёте. Времени будет достаточно. Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.

 

Во время экзамена.

 Как вести себя на экзамене?

Вот несколько полезных советов.

 

1.                               После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.

2.      Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.

3.       Выполняйте задания в том порядке, в котором они доны, так как они расположены по нарастанию трудности.

4.                      Для экономии времени пропускайте задание, которые не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время. 

5.                      Разумно используйте черновик.

6.                      Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий даётся 1 или более баллов.

7.                      Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа. 

 Достижение успеха.

  

1.                                      Способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи.

2.                                      Проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Предпочитают задачи средней или слегка повышенной степени трудности учащихся: достигающих успеха и избегающих неудачи.

3.                                      При объяснении результатов деятельности чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям. Случайными стеченьями обстоятельств объясняют свою неудачу.

4.                                      Правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

 

   

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

 

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

 

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы, какого предмета.

 Конечно, хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

 Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. Занятий, затем 10 мин. перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

 Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните, и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.

 В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

 

 

Hosted by uCoz